Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В нашем детском саду налажена система взаимодействия служб: медицинской, методической. Разработана комплексно-целевая система оздоровительных мероприятий, обеспечивающий личностно - ориентированный подход к каждому ребенку.
Обеспечение здоровья и здорового образа жизни воспитанников
Подведены итоги по состоянию здоровья детей, анализ заболеваемости и посещаемости детей, а также сравнительный анализ всей оздоровительной работы с показателями за 2017/2018 год:
В течение года прослеживается снижение заболеваемости в сравнении с предыдущим годом на 0,6%. Снижение заболеваемости обеспечено созданием в ДОУ благоприятных условий для пребывания детей, качественным питанием, высоким уровнем организации адаптационных мероприятий, вакцинацией, выполнением установленного режима. Дети достаточно пребывают на свежем воздухе. В последние годы наблюдается ухудшение показателя здоровья воспитанников. Все меньший процент детей, поступающих в наш детский сад, имеют основную группу здоровья. В тоже время увеличивается количество детей с наличием хронических заболеваний. В связи с этим, проблема применения здоровьесберегающих выступает одной из наиболее значимых в деятельности образовательного учреждения. Педагоги систематически применяют в образовательной деятельности здоровьесберегающие и оздоровительные технологии: двигательные паузы, корригирующую гимнастику и дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, физкультурные досуги, занятия по ЗОЖ.
В ДОУ обязательным является включение в воспитательно-образовательный процесс различных технологий оздоровления и профилактики.
Количество детей раннего возраста уменьшилось с III группой здоровья – на 9,8 % , со II группой здоровья - на 20,3% , с I группой здоровья увеличилось на 30,1% в связи с изменением состава детей на начало учебного года.
Количество детей дошкольного возраста: с IV группой здоровья увеличилось на 0,8% в связи с поступлением детей с ОВЗ в детский сад; с III группой здоровья уменьшилось на 1,1 %; со II группой здоровья увеличилось на 4,3%; с I группой здоровья уменьшилось на 4,1% в связи с изменением состава детей на начало учебного года, результатами диспансеризации на конец учебного года.
Благодаря системной работе по охране жизни и здоровья участников образовательного процесса в течение года в ДОУ не отмечено вспышек заболеваний и случаев травматизма среди воспитанников и сотрудников.
Работа по обеспечению здорового образа жизни осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:
Работа с детьми: специально организованные тематические, игровые, интегрированные НОД и игры с валеологической направленностью, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование.
Работа с родителями: консультативная помощь медицинского работника, выпуск санпросвет бюллетеней, оформление тематических стендов, открытые НОД, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала, оформление фотогазет, проведение совместных мероприятия.
Работа с сотрудниками ОУ: освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров, МО воспитателей и специалистов, транслирование опыта работы с детьми.
На протяжении ряда лет в учреждении выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая плановые профилактические осмотры, ежегодную диспансеризацию.
Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-пространственной среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия).
Причины заболеваемости:
- вспышка гриппа и ОРВИ, внебольничной пневмонии в 2018 году.
- не достаточно силен контроль со стороны медицинского персонала за реализацией оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей.
Проблемы:
- увеличилось количество часто и длительно болеющих детей, детей с ОВЗ;
- медицинским работником не разработаны планы индивидуального оздоровления детей по диагнозам специалистов.
- по-прежнему, не систематически осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку при проведении оздоровительных и закаливающих мероприятий.
- медицинским персоналом не комплексно проводится мониторинг здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Администрации ДОУ обеспечивает постоянный контроль за качеством приготовления пищи: оформлены договоры с организациями о порядке обеспечения продуктами питания воспитанников; обеспечивается качество питания в соответствии с установленными нормами и правилами; имеется в наличии необходимая документации: приказы по организации питания, накопительная ведомость, журналы бракеража сырой и готовой продукции; 10-ти дневное меню, картотека блюд; таблицы: запрещённых продуктов, норм питания; список воспитанников, имеющих пищевую аллергию; созданы условия соблюдения правил техники безопасности на пищеблоке.
Работа по обеспечению здорового образа жизни осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:
Работа с детьми: специально организованная тематическая, игровая, интегрированная НОД и игры с валеологической направленностью, экскурсии, тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Разработаны планы оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы, двигательный режим, циклограмма оздоровительных мероприятий на год.
Взаимодействие с родителями: консультативная помощь медицинского работника, оформление тематических стендов, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, выход на родительские собрания медицинского персонала.
Работа с сотрудниками ДОУ: изучение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров, МО воспитателей и специалистов, транслирование опыта работы с детьми. На протяжении ряда лет в учреждении выстроена четкая система взаимодействия с учреждением здравоохранения, обеспечивающая плановые профилактические осмотры, ежегодную диспансеризацию.